В обзорах Opera обычно нет предупреждений о спойлерах. Напротив, они обычно начинаются с изнурительного, иногда изнурительного описания всех мнимых деталей. Пусть это не исключение. Эрос и Психея Людомира Розицкие могут быть еще одним классическим римейком девятнадцатого века, еще одной роковой кожистой кожи, но это намного больше.
Психея мечтает о том, чтобы быть раненной своей любовью. Мы думаем, что эти девушки-аркады, которые занимают зеленую комнату, чтобы компенсировать шоу, почти пойманы в ловушку, чтобы их можно было украсить. Психея влюблена, может быть, она одержима человеком, который навещал ее каждую ночь. Он показывает другу, что видит кого-то. Эрос снова появляется и предлагает вечную любовь, но только на его условиях. Каким-то образом ему удалось скрыть свою личность, если не его намерения, до тех пор, пока Блакс, смотритель, случайно не пролил свет на лицо Эроса, и тогда весь ад будет выпущен. Эрос осуждает Психею, которая страдает вечной жизнью постоянного блуждания и разочарования, жизни, в которой Блакс регулярно появляется, чтобы отказаться от ее исполнения. Это вердикт Персея, который объявляет изгнание и вечное путешествие, прохождение паспортов и билетов как для Психеи, так и для Блаков. Когда Психея отправляется на свою судьбу, мы понимаем, что мы не должны обвинять посланника.
Ее первая следующая покупка — это событие — возможно, пьяная оргия — в Древнем Риме, Рим, который, конечно, для нее не древний. Несколько греков в собрании сетовали на то, что сделали римляне с их культурой, культура, унаследованная от собственного народа, включая Психею. Она появляется, но она явно неуместна, из другой культуры и времени, и она издевается над всеми, особенно женщинами, которые издеваются над ее внешностью. Они описывают ее как сумасшедшую, и Блакс, который здесь префект, по-видимому, несет ответственность, осуждает.
Мы едем в Испанию во время инквизиции. Психея включает в себя Христа, распятого на кресте. Ее одержимость характером — это сексуальность. Он входит в монастырь, но все еще хочет жить за пределами монастыря. Другие монахини ей не доверяют. Он говорит о своей потребности в солнце и свежем воздухе, но предупреждает, что у нее нет амбиций. Он должен следовать инструкциям, потому что задавать вопросы греховно. Аббат посетит человека, который недавно осудил сожженную монахиню на костре. Таким образом, предупреждается Психея. Ее отношение было описано аббату, который ее осудил. Конечно, Блэкс — настоятель, обладающий силой легче, чем вера. Появляется Эрос, мы думаем, что мы ее спасуем, но все, что она предлагает, — легкая песня.
Следующий порт нашей героини — революционная Франция. Работает, когда люди пьют. Мы узнаем, что именно Психея привела нападение Бастилии во имя свободы. Он отвергает предложение о браке, потому что она предпочитает служить людям. Он хочет вести коммуну к битве. Она слишком радикальна, чтобы быть революционером. Он настаивает на принципе и находится на неправильной стороне политики. Угадайте, кто может быть прагматичным лидером, который осуждает ее убеждения.
Последняя сцена находится в баре или ночном клубе, где психика танцует, чтобы развлекать пьяниц, которые являются всеми людьми. Блакс, называемый здесь бароном, является владельцем клуба и главным эксплуататором женщин, которые работают на него. Женщины привлекают мужчин в бар, пить и барон, а не женщины, зарабатывают деньги. Психея жалуется на свою роль, но барон утверждает, что это все ее вина. Он смеется над предложением любви, говоря, что хочет быть независимым. Но, достигнув освобождения, он заявляет, что не может с этим справиться.
Эрос появляется, возможно, чтобы спасти день. Психея все еще зачарована, но теперь также измучена. Эрос показывает, что у него есть альтер эго по имени Танатос, олицетворение смерти, и поэтому Психея узнает, что он обречен. Ее ответ — похоронить то, что осталось от ее жизни, жизнь, которая теперь отвергла ее. Эрос-Танатос, однако, имеет последнее слово, представляя Психею спортивному автомобилю, который уже разбился. Она приглашает ее сидеть за рулем, а затем нарисовать ее собственной кровью, чтобы показать, что, наконец, конец пришел.
Эрос и Психея премьера в 1917 году, а стиль Рожицки не отличается от стиля Симановского, но там есть и Ричард Штраус, рядом с не слишком маленьким Дебюсси. Многие короткие предложения также напоминают Янацку, хотя обычно без укуса. Учитывая дату оперы, мы ожидаем, что Психея, хотя и до сих пор роковая, будет, по крайней мере, немного впереди. Конечно, не Виолетта или Мими, потому что он не просто жертва неудачи, болезни или обстоятельств. Он ближе к бабочке, но он не принимает свою судьбу смиренно и без протеста. В классическом смысле мы можем иметь Саломею или Электру здесь, но это были анти-герои, которые, вероятно, заслуживали того, что получили. Тоска ошибся в политике, которая пошла не так. У вас создается впечатление, что Психея пользовалась бы этой возможностью, но она так и не появилась.
Три другие театрально разрушенные женщины той эпохи приходят на ум, Джудит, Катя и Елена. Ситуация с Джудит в «Блэк Дракон» Бартока похожа на Психею. Джудит может знать только Синюю Бороду, исследуя психологические пространства своего разума. Он не согласен, но позволяет ей продолжать, зная, что, когда он встретит его, он овладеет ею. Точно так же Психея наказывается, потому что он встречает Эроса, тем самым ограничивая его контроль над ней, контроль, который он должен подтвердить, осуждая ее. Однако фигура Барток-Балаша более современна, чем Психея, несмотря на существование замков и видений. Только когда Джудит понимает мысленный образ Небесного, он должен наказать ее, потому что только тогда он становится для него угрозой. Он вечно мумифицирован с женами, которые предшествовали ему.
Катя Кабова Янака — это шаг назад к девятнадцатому столетию, потому что сначала она была существом Островского, но она достигла последней инстанции смерти, задавала современные вопросы. Провинциальные драмы девятнадцатого века Островского лишают своих героев, а скорее общество, чем людей, которые виноваты. Когда угнетение и лицемерие являются культурными и структурными, кому-либо трудно противостоять им. Но именно эти установки делают женское существование трагедией. Да, Катя берет свою жизнь, но она — другая женщина, ее свекровь, просит сообщество быть свидетелем справедливости и не плачет о женщине, которая принесла ей судьбу. На самом деле музыка не заканчивается трагедией или гневом, а вопросительным знаком. Елена Макропулос представляет другую задачу. Он управляет многими способами. Подобно тому, как Психея жила или утверждала, что сделала это, во многие эпохи она жила во многих ролях и имела другую жизнь. Ее первоначальная судьба, как Психея, была наложена на нее мужчиной, в случае с Еленой ее отцом. Как Психея, Елена стала цинично относиться к человеческим мотивам и пренебрегала их способностями. Самое главное, что, когда Елена имеет возможность взять под контроль ее вечную жизнь, она отвергает ее, предпочитая смерть повторять те же старые вещи. Психея никогда не контролировалась, и ее достижения никогда не были в пределах досягаемости. Но Психея думает, что в конце концов она добилась освобождения от угнетения, хотя она не могла справиться с этим. Это делает ее более современным персонажем
Итак, для современной аудитории Психея не может быть просто классической красотой, которая превосходит бога. И это не в исполнении Варшавской национальной оперы. Каждый из сценариев преобразуется в набор фильмов. Первый этап — огромный зеленый зал, в котором живут женщины, которые явно хотят быть звездами. Был ли Эрос управляющим броском кушетки, неясно, но вероятность высока. Со сцены ее зеленой комнаты Психея играет в каждой из четырех других сцен, каждая из которых должна быть частью художественного фильма, в котором она выступает. Когда Блакс неоднократно расстраивает ее действия и осуждает ее, они оба близки к стереотипам для роковой женщины и бездушной мужской власти. Если мы спросим, так ли это, мы должны ответить, что он был мужским богом, который в первую очередь настаивал на том, что это так.
В конце концов, Psyche хватает и сжигает мир, который он использовал. Это должно быть заключительным актом самопровозглашаемого мятежа, но Бог и люди даже тогда подтверждают свой контроль. Автокатастрофа начинается, и она окрашивается кровью. Сама машина является частью ловушек звезд, которые она искала, и поэтому Психея потенциально становится заголовком таблоидной прессы, вероятно, морализируя жизнь разврата или избытка. Таким образом, Психея становится современной жертвой. Она — Мэрилин Монро, испорченная славой, и, возможно, Джейн Мэнсфилд, воплощение женственности, используемой для мужских вуайеров
. Благодаря Интернету и видению Оперы мы все можем наблюдать за этой постановкой из Варшавы и, таким образом, делаем наши собственные выводы. Оптимизированный через смарт-телевизор, или лучше в случае с Opera Vision с помощью ноутбука и кабеля, в опере есть субтитры для всех, кто не может захватить всю оригинальную польскую версию. Джоанна Фресзель, как Психея, дает ошеломляющее выступление, произносит на словах и сочетает в себе уверенность, амбиции и уверенность современной женщины с наивностью и чувствительностью любого, кто может влюбиться. Миколай Блашински, как Блакс, блестяще использует свою силу, но он никогда не кажется достойным своего масштаба, именно то, что должен думать персонаж Психеи. Он также играет антиинтеллектуальную роль, тем самым подчеркивая контраст между использованием власти и любым знанием ее эффектов.
Великая сила оперы, в дополнение к визуально ошеломляющему использованию мультимедиа, — это способность переосмысливать себя. Здесь варшавская опера сочетает в себе действия, слова и музыку с небольшим фильмом, возможно, сам фильм, сделанный на сцене, когда мы смотрим. Это сказка, которая становится реальной и убедительной. Это и провокационно, и иронично, а также яркий пример творческого видения производственной команды, и особенно директора Барбары Высоцкой. Кстати, музыка потрясающе красочна
. В опере доминирует повторение довольно узкого репертуара. Зрители часто больше заинтересованы в поддержании своего социального класса через свое присутствие в театре, чем в понимании проблем, связанных с созданием чувства работы, особенно если этот смысл является современным вообще. Публике нравится то, что он знает, а не знает, что им нравится. Но когда это сработает — и эта постановка польской национальной оперы, безусловно, делает — опера сочетает в себе театр и музыку с изобразительным искусством так, как ни один другой опыт не может достичь. Как жанр, он заполнен большим количеством давно забытых и редко исполняемых произведений, почти все из которых могут быть переосмыслены вовлеченными исполнителями, чтобы говорить с нашими временами, отражать их и подвергать сомнению. Эрос и Психея Рожицки — прекрасный пример возможностей, особенно тех, которые были реализованы в этом варшавском производстве. Via Opera Vision доступна для всех. Постарайтесь не пропустить его, а затем посмотрите, что вы думаете